Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

План работы педагога-психолога на 2020-2021 учебный год

 

                          Каждый ребёнок талантлив, каждый ребёнок – это целый мир, необходимо только заметить и помочь раскрыть ему свой талант, исходя из его индивидуальности и личностных качеств.

                          «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста.

                          Школа – это маленький мир, мир в котором растет и развивается ребенок. От нас педагогов и психологов, зависит то, как ребенок будет себя чувствовать в нем и каким он вступит во взрослую жизнь. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве», - гласит Всемирная декларация защиты прав и развития детей.

                           Задача современной школы – создать максимально благоприятные условия для развития личности ребенка. А свою главную цель в работе  психолога, вижу в том, чтобы помочь ребенку обрести гармонию с самим собой и окружающим миром.

Развитие в детстве, отрочестве и юности происходит очень динамично, поэтому как нигде актуальной является работа психолога в школе.

                          В  своей  профессиональной деятельности я, как педагог-психолог,  исхожу  из  необходимости реализовать как образовательные, так и социальные цели системы образования и строить свою работу в соответствии со следующими целями:  

  •  создание благоприятной образовательной среды, способствующей   раскрытию   индивидуальных   особенностей   обучающихся, обеспечивающей  возможности  их  самоопределения  и  самореализации  и  укрепления здоровья школьников, что является необходимым  условием повышения качества жизни детей и качества работы школы.

                 Реализация  данной  цели требует  от  психологической  службы  наряду  с диагностическими,  консультативными  и  коррекционными  умениями способностей, направленных  на  системный  анализ  проблемных  ситуаций  и  их  разрешение, собственных усилий с деятельностью всех участников образовательного процесса школы.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся выполняется в  целях  создания условий  для  гармоничного  развития  учащихся  в  процессе школьного обучения, обучения жить в гармонии с самим собой и окружающим миром,  содействия  администрации  и  педагогическому  коллективу  в  создании  социальной ситуации развития, обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития  личности  обучающихся и их  родителей,  педагогических работников и других участников образовательного процесса. 

 

Основные задачи моей профессиональной деятельности заключаются в следующем:

  • реализация возрастных возможностей детей и подростков;
  • проведение  регулярного  мониторинга  сформированности  УУД  в  рамках
  • внедрения ФГОС.
  • раннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим
  • трудности в обучении и воспитании.
  • профилактика школьной дезадаптации и  повышение мотивации обучения.
  • развитие индивидуальных особенностей детей и подростков (способностей, интересов, чувств, увлечений и т.д.)
  • создание благоприятного психологического климата на развитие ребенка (продуктивное общение с окружающими, создание ситуации успеха);
  • оказание своевременной психологической помощи и поддержка детям, родителям и педагогам (консультативная и информационная психологическая поддержка).

 

Основной принцип моей деятельности, как школьного психолога – это индивидуальный подход, направленный на наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей детей и подростков, раскрытие неповторимости их личности.

В своей профессиональной деятельности,  я также оказываю содействие развитию творческих способностей детей, созданию позитивной мотивации к  обучению,  определению  психологических  причин  нарушения  личностного  и социального  развития детей и  подростков, занимаюсь профилактикой подобных нарушений.

Психолого- педагогическую  деятельность,  я  выстраиваю  в  парадигме сопровождения  образовательного  процесса  по  алгоритму, охватывающему  всех участников  образовательного процесса, работая  в  тесном  контакте  с  педагогическим  коллективом, учениками  и их родителями.

 

Основными направлениями моей психологической работы являются:

  • Психологическое просвещение – приобщение взрослых (педагогов, родителей) и детей к различным областям психологического знания;
  • Психологическая профилактика – особый вид деятельности, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей и взрослых;
  • Психологическая диагностика – это деятельность по выявлению психологических причин, проблем в развитии детей, определению их индивидуального – психологических особенностей. Диагностика также затрагивает не только детей и подростков, но и взрослых – педагогов и родителей.
  • Психологическая коррекция – это развивающая деятельность, состоящая из совокупности психологических приемов, используемых для исправления недостатков психически здорового человека, то есть корректировке в сфере психологического здоровья ребенка или взрослого.
  • Психологическое консультирование – это психологическая работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем и налаживание межличностных отношений с окружающими.

 

Воспитанием и обучением ребенка в школе занимаются педагоги. Наряду с этим, профессия учителя относится к разряду стрессогенных и эмоционально наиболее напряженных. Рабочий день педагога не заканчивается за порогом школы. Ограниченный временными рамками, он находится в состоянии постоянного эмоционального напряжения, профессионального стресса. Все эти факторы деформируют личность, приводят к  эмоциональному выгоранию, что влияет на все стороны личности и препятствует эффективному общению. У уставшего учителя нет желания самосовершенствоваться, углублять свои знания в области психологии. Профилактике эмоционального выгорания в своей профессиональной деятельности я отвожу одно из главных мест.

Основные формы работы в этом направлении – тренинги, с использованием арттерапевтических и релаксационных техник, психогимнастические упражнения.

Особенно приятно видеть, как изменяется настроение и отношения внутри коллектива после таких занятий.

Моя практика показывает, чем больше психолог работает с педагогами, тем

выше уровень доверия к нему как профессионалу: педагоги идут на консультацию, используют рекомендации на практике. А это уже половина успеха в достижении общих целей.  

     Работа с родителями – важная часть моей работы. Ведь именно они удовлетворяют главные потребности ребенка в любви, внимании, безопасности.

         Причины многих психологических проблем ребенка кроются в  семье. Важно привести родителя к осознанию этих причин, показать возможные варианты решения проблемы. Без участия семьи в воспитании и обучении ребенка сложно достичь запланированных результатов.

          Работа с родителями, на мой взгляд, самая сложная. Родители – это люди с разным образованием, социальным статусом, возрастом. К каждому из них нужно найти особый подход.  Психолог должен пользоваться профессиональным авторитетом, чтобы родители открыто шли на контакт и могли доверять ему. Думаю, что у меня это получается.

  Приоритетным и самым главным направлением своей деятельности считаю работу с детьми. Работу психолога с детьми можно сравнить с работой ювелира. Она требует  точности и творческого подхода. Одно неверное действие, может привести к печальному результату. Психологу следует помнить, что работать с детьми – это большая ответственность. В своей работе, я следую главному принципу «Не навреди».

  На практике, я сталкиваюсь с  различными случаями: начиная от проблем в обучении и заканчивая профессиональным самоопределением. Работа психолога – это точечная работа, работа с конкретной проблемой, которая требует конкретного решения. Одинаковых проблем не бывает, как и не бывает универсальных решений. Каждая новая ситуация требует особого подхода. В этом и заключается вся прелесть моей профессии.

В своей работе использую различные методы, техники и приемы работы с детьми: арт-терапия, сказкотерапия, дыхательные и релаксационные техники, психогимнастические упражнения, технология визуализации, элементы песочной терапии.

На протяжении последних лет у детей наблюдается положительная динамика в развитии познавательных способностей, коммуникативных навыков.

Положительные результаты приносит работа с детьми с депрессивным состоянием, агрессивным поведением.

Важный момент в моей работе это, научить детей ценить дружбу, дорожить близкими людьми, правильно оценивать поступки людей, уметь понимать себя и других,  помогать и поддерживать тех, кто нуждается в  помощи.

Профессиональная этика является важным условием эффективности  оказания  психологической помощи. Одним из основных этических требований моей работы, является  принцип конфиденциальности. Информация, полученная от детей, родителей и педагогов, является закрытой. Конфиденциальность позволяет установить контакт с детьми и взрослыми, построить доверительные рабочие отношения. Именно в силу этого принципа ряд моей рабочей документации  является закрытой  или зашифрованной.

Моя профессия – не просто работа, это образ жизни,  увлечение. Мои профессиональные достижения, позволяют чувствовать себя полезной и нужной. Я получаю удовлетворение от процесса и результата своего труда. Для меня нет большей радости, чем видеть счастливые лица ребят, слышать детский смех.

 

Каждый ребенок – это удивительный мир, в который мы взрослые

вкладываем свои краски. И поэтому, нужно с еще большей ответственностью и вниманием держать эту самую кисть наших знаний и помнить, что нет неспособных детей, а есть дети, которых мы не заинтересовали. 

 

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?